Решаем вместе
Есть вопрос?
Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Калининград ул. Алданская, 22в
  • +7 (4012) 73-60-53 , 73-60-54, 73-60-58
  • ds129@edu.klgd.ru
1

Родителям

Советы специалиста

         

Содержание страницы:

Физическое воспитание. Когда и по сколько начинать заниматься физкультурой.

Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой?

Основные приемы и средства профилактики  плоскостопия и нарушений осанки.

Консультация для родителей "Первые шаги к ГТО"

Консультация для родителей: "Рекомендации по равновесию"

Консультация для родителей: "Польза утренней зарядки"

Мяч - в жизни ребёнка

Закаливание в летний оздоровительный период


Подружившись с физкультурой,

гордо смотрим мы вперед!

Мы не лечимся микстурой –

Мы здоровы целый год!

Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными и крепкими. Однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.
Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве и дошкольный период, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты сил и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще задолго до поступления ребенка в школу.

Когда начинать заниматься?

Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста. 

     Сколько заниматься?

Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам это ответственное занятие взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени.
Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки выполняются легкие и уже знакомые упражнения. Продолжительность утренних занятий не более 10 минут.
    
Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заниматься с ребенком. В этот период есть время для упражнений, формирующих правильную осанку.Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 минут; 4-х лет 20 минут; 5 – 6 лет 25-30 минут. С 7-ми лет до 45 минут.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (Это касается любого времени суток), кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.
Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. 

   Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой?

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой: чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка и так далее.

Основные приемы и средства профилактики  плоскостопия и нарушений осанки.

Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки являются: закаливание, специальные физические упражнения, самомассаж. 

Закаливание

Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на профилактических занятиях в носках. Воспитателям рекомендовано проводить закаливающие процедуры по окончанию проведения гимнастики после сна.

Самомассаж

Самомассаж проводится в качестве вводной или заключительной части.

Пособия для профилактики плоскостопия, применяемые для самомассажа: обручи, резиновые коврики с шипами, дорожка с пузырьками, гимнастическая палка, гимнастическая лестница, мешочки с песком, «кочки» с различными наполнителями, канат, веревки

Специальные физические упражнения

Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, необходимо увеличить объем целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Воспитателям рекомендовано после сна, проводить упражнения, укрепляющие мышцы стопы и направленные на развитие правильной осанки.

 
 

К специальным упражнениям относятся упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, направленные на ощущение правильной осанки и развитие мышц спины. 

Рекомендации педагогам и родителям

Воспитателям рекомендовано на своих занятиях применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия, в положении сидя, за столом и стоя, применять их в гимнастике после сна.

Родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок может выполнять дома. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.

Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы, и как следствие развитию правильной осанки.

Польза утренней зарядки.

В современном мире бытуют различные мнения о пользе или, наоборот, бесполезности утренней зарядки. Упражнения по утрам – выбор каждого. Те, кто делают зарядку, всегда находят возможность, а те, кто ленится, всегда найдут для себя оправдание.Для начала сразу определим, что же такое утренняя гимнастика. Ни в коем случае она не должна приравниваться к полноценной тренировке. На утреннюю разминку (гимнастику) отводится не более 12 минут, а упражнения в ней подбираются из расчёта минимальных энергозатрат. Главная задача – помочь организму быстрее проснуться и приготовиться к новому дню.

   


Приведем несколько простых примеров пользы утренней гимнастики:

1. Занятия по утрам способствуют сжиганию большого количества калорий.

2. Утренние упражнения способствуют пробуждению организма. Со временем Ваше тело подстраивается под такой режим и чувствует себя гораздо лучше по утрам.

3.  Во время занятий спортом у человека поднимается настроение.

4.  Систематические занятия помогают дисциплинировать Ваш организм.

5.  Учеными доказано, что физическая активность организма стимулирует умственную деятельность.

6.  Простая 10-минутная зарядка по утрам поможет поддерживать тело в атлетической форме.

7.  Упражнения для пробуждения не только помогают проснуться, но и значительно улучшают Ваши успехи в любом спорте.

8. Утренняя гимнастика настраивает все физиологические процессы организма на нужную волну, за счет чего улучшается и ваше самочувствие.

9. Занятия спортом по утрам способствуют хорошему аппетиту, а также помогают контролировать процесс принятия пищи на протяжении всего дня.

10. Зарядка не занимает более 10-12 минут вашего времени по утрам и заменяет дневное полноценное тридцатиминутное занятие.

Примерный комплекс упражнений для детей

Детская гимнастика с малых лет дисциплинирует организм, устанавливает правильный режим дня, приучает к физическим нагрузкам. Ниже приведен простой комплекс упражнений для детей:

1.                 Ходьба на месте.

2.                 Рывки руками.

3.                 Наклоны туловища вперед-назад и в стороны.

4.                 Махи ногами.

5.                 Приседания.

6.                 Поднятие туловища в положении сидя.

7.                 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

8.                 Прыжки на одной ноге.

9.                 Спокойная ходьба на месте.

   

Полезные советы:

Следите за дыханием во время упражнений: вдох производится при наибольшем расслаблении мышц, а выдох – при напряжении.

Создайте собственный календарь, в котором будете вместе с ребенком зачеркивать каждый день, в который Вы выполнили комплекс утренней гимнастики.

В конце месяца обязательно придумайте для себя и своего ребенка поощрительный приз (НО НЕ СЪЕДОБНЫЙ!)

Любые упражнения приятнее выполнять под любимую музыку.

Привлечь ребенка к выполнению ежедневной зарядки Вы можете собственным примером.

Начинать всегда непросто. Помните, что любая привычка формируется около 3 недель.

МЯЧ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

МЯЧ - это рука ребенка,

развитие ее напрямую связано

с развитием интеллекта.
МЯЧ - круглый, как Земля,

и в этом его сила!

С.А. Шмаков.

Одними из первых основных движений у ребенка считаются хватание, схватывание, бросание, которые позднее используются в манипуляциях с мячом – метании и ловле. В мяче ребенок находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как целого и замкнутого единства. Именно шар (мяч) является первым средством, связывающим внешний и внутренний мир малыша.

Игры с мячом активизируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве, глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функции мозга ребенка, развития речи.

Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становиться «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. По всей вероятности, этот предмет любим детьми ещё и потому, что «созвучен» им – такой же прыгучий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.

Игры с мячом вызывают положительные эмоции. Совместные действия в играх сближают детей и родителей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Выбор мяча: мяч должен быть удобен и не вызывать у ребенка слез от ощущения собственной неловкости.

Рекомендации родителям для совместных игр с детьми с мячом:

1. Покажите ребенку личный пример, как Вы играете в мяч: катаете, бросаете...
2. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение;
3. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте только в хорошем настроении;
5. Хвалите и подбадривайте своего ребенка, ведь для Вас это маленький успех, а для него "Победа!";
6. Постепенно вовлекайте его во все новые виды игр, периодически повторяя их;
7. Не забывайте о возрасте своего малыша и его физических возможностях 
     

Пример игры малой подвижности для ребенка («Играем с мячом»4+): 

Мы с мячом сейчас играем – дети покачивают мячом из стороны в сторону

Вверх бросаем, вниз бросаем - подбрасывают «мяч» вверх и бросают его вниз

Мяч от пола отбиваем - отбивают мяч рукой от пола

Вправо-влево мяч катаем - наклоняются и катают мяч вправо-влево

Мяч бросаем мы вперед - бросают мяч из-за головы одной рукой

Он до цели достает - прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят, где мяч

Мяч до цели долетел и обратно прилетел - поднимают руки вверх, подпрыгивают, ловят мяч.

ЗАКАЛИВАНИЕ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.

Закаливание — это система специальной тренировки, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Основные принципы закаливания:

1. Систематичность (изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов).

2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия определяется тем, что закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно.

3. Последовательность в проведении закаливающих процедур заключается в необходимости предварительной тренировки организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

  4. Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья. Данный принцип характеризуется тем, что закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм. Поэтому прежде, чем приступать к закаливающим процедурам, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия. 5. Комплексность воздействия природных факторов определяется тем, что к естественным факторам внешней среды относят воздух, воду и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.      

Методы закаливания:

1. Самый традиционный - метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое - воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.

2. Метод - контрастный. У детей раннего возраста используется тепло – холод - тепло, а в дошкольном возрасте холод - тепло - холод.

3. Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.

4. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).

Основными природными факторами закаливания являются:

- Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей;

- Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать;

- Солнце – является сильнодействующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно: - в младших группах до 20-25 мин. - в старших группах до 30-40 мин.;

- Правильно организованная прогулка.

Система закаливающих мероприятий проводятся комплексно в течение всего дня:

1.     Закаливание воздухом:

Воздушные ванны с упражнениями, сон с открытой форточкой, облегчённая одежда с учётом сезона, воздушные ванны в спокойном состоянии.

     

2.     Солнечные ванны:

Прогулки под солнцем, отдых в тени, хождение босиком, систематические прогулки на улицу вне зависимости от погоды.

3.     Закаливание водой:

Умывание прохладной водой, полоскание рта кипячёной, прохладной водой, сезонное обливание ног водой, влажное обтирание.

4.     Другие процедуры:

Пальчиковая гимнастика, хождение босиком, хождение по ребристой доске, элементы массажа, сон без маечек, дыхательная гимнастика.